Речевые игры для детей

 Ни для кого не секрет, что с помощью игры обучение протекает гораздо интереснее и продуктивнее. Речевые игры способствуют развитию речи, дети учатся вслушиваться в слова и выделять их из речевого потока, запоминают правильные речевые конструкции, при этом происходит развитие памяти и слухового внимания. Играть в речевые игры можно с самого раннего возраста, для этого не требуется специальных навыков.


Играем дома или речевые игры для малышей


Несколько основных правил, которые следует помнить!

1)    Все занятия должны быть направлены на подражание взрослому

2)    Все новое следует повторять несколько раз, чтобы новый навык закрепился

3)    Весь речевой материал должен быть тщательно продуман и соответствовать возрасту                  ребенка

4)    Игры должны быть простыми и понятными для малыша

5)    Не забывайте хвалить ребенка.

Игра «Кто? Что? Где?

Эти вопросы – одни из самых важных для обогащения речи маленького человечка. Все, что видит ваш малыш необходимо озвучивать.

Например,

                     Что едет? – пауза – ответ – Правильно, машина.

                     А как машина сигналит? – Би-би

                     Кто это? - Киска? - А как киска говорит? - Мяу-мяу.

Сначала, задавая вопросы, отвечайте на них сами. Пусть малыш запоминает. А потом, делайте небольшую паузу, давая возможность ребенку самому ответить на ваш вопрос.

Игра «Кто как голос подает?

Называя малышу животных, попросите его сказать, как это животное говорит. Используйте не только слова, но и картинки, чтобы ребенок запоминал зрительный образ животного.

Например, как корова говорит? – Му-му

                    как овечка говорит? – Ме-ме и т.д.

Игра «Котята»

Предложите ребенку поиграть в котят. Пусть ребенок                                        

повторяет за вами.

Мяу-мяу, умываюсь,

(движения умывания)

Всем на свете улыбаюсь!

(улыбнитесь)

Игра «Самолеты»

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

– Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолёты, загудели: «У-У-У!»

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате, сопровождая движения произнесением длительного непрерывного звука У.

Игра «Машины»

 «Би-би-би», – гудит машина:

   Не поеду без бензина!

– Давай поиграем в машинки! Поехали машины: «Ж-Ж-Ж!» Сигналит машина:

  «БИ-БИ! » Освободите дорогу

Игра «У медведя дом большой»

 – Давайте поиграем в мишку и зайку. Я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

У медведя дом большой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

(говорим низким голосом, поднимаем руки вверх)

А у зайки маленький:

АЙ-АЙ-АЙ!

(говорим тонким голосом, приседаем на корточки)

Мишка наш пошел домой:

ОЙ-ОЙ-ОЙ!

(говорим низким голосом, идем вразвалку)

Да и крошка заинька:

АЙ-АЙ-АЙ!

(говорим тонким голосом, прижав ладошки к груди, прыгаем на двух ногах)

Игра «На! Дай!»

Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайцу маленький мячик со словами:

– НА, зайка, МЯЧИК! На!

Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.

– А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»

Предложите малышам по очереди дать зайке мячик, затем попросить мячик. Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками и предметами (например, можно дать мишке кубик, кукле цветочек). Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру.

Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся просить то, что им необходимо, у взрослых и сверстников, учатся делиться.


Речевые игры для детей 5-6 лет


Данные речевые игры научат ребенка классифицировать и обобщать предметы. Эти игры способствуют обогащению словаря, развитию речи, внимания, воображения.

Игра "Отгадай-ка"

Взрослый называет части предметов, а ребенок должен угадать, что это. Например,

 

кузов, кабина, руль, фары (машина)

ветки, почки, листья, ствол (дерево)

крышка, носик, донышко (чайник)

палуба, каюта, якорь (корабль)

глаза, нос, щеки, брови (лицо)

Игра "Что это? Кто это?

Взрослый называет одно из обобщающих понятий, а ребенок должен быстро дать ответ. Например,

 

рыба – окунь

животное – кошка

фрукт – яблоко

одежда – платье

дерево – дуб

ягода - малина

Игра "Что каким бывает?"

Ребенку предлагается ответить на вопросы:

 

что бывает твердым?

что бывает сладким?

что бывает белым?

что бывает холодным?


Статьи по теме: