Гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок

Непоседливые, невнимательные и чересчур возбудимые дети существовали во все времена, но только в последние годы врачи стали связывать подобное поведение с неврологическими нарушениями. Гиперактивным называют ребенка, который испытывает трудности с концентрацией внимания, обучением и воспитанием, а также удержанием в памяти необходимой информации. Такие дети имеют нарушения неврологического и поведенческого характера.  Конечно, гиперактивный ребенок далеко не всегда имеет проблемы с нервной системой, довольно часто причины лежат в неверной линии воспитания, избалованности и вседозволенности. Однако, дефицит внимания как результат несогласованной работы различных участков головного мозга, отвечающих за контроль поведения, все же присутствует у многих детей. По статистике у мальчиков СДВГ встречается в 3 раза чаще, чем у девочек.


Причины гиперактивности


Предполагается, что факторы, влияющие на преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, связаны с проблемами протекания беременности и родов у женщины и генетическими сбоями в работе центральной нервной системы:

 

1. Будущая мать, употребляющая алкоголь и никотин, испытывающая стрессы, принимающая определенные лекарственные препараты, почти наверняка спровоцирует рождение гиперактивного ребенка.

 

2. Течение беременности и родов, осложненное гипоксией или асфиксией (длительным недостатком кислорода или удушьем), также часто приводит к появлению синдрома дефицита внимания и гиперактивности. В группу риска попадают малыши, родившиеся преждевременно, в результате стремительных родов или применения медикаментозной стимуляции.

 

 

3. Сильное влияние на нарушение функционирования нервной системы ребенка оказывает психологическая обстановка в семье – часто ругающиеся родители, агрессивное воспитание с постоянными запретами или, наоборот, разрешение делать все, что захочется, недостаток сна и отсутствие режима дня, как правило, приводят к развитию у ребенка проблем с психикой.

 

4. Большинство специалистов считает, что неблагоприятная экологическая обстановка и скудный рацион с недостатком необходимых микроэлементов также провоцирует поведенческие расстройства. Сюда относится загрязнение окружающей среды нейротоксинами – свинцом, ртутью, никелем, мышьяком и нехватка нейтрализаторов – жирных кислот омега-3, магния, цинка, железа, йода.


Симптомы гиперактивности


Внимательные родители могут заметить неладное еще до того, как малышу исполнится год. Признаки СДВГ иногда означают развитие и других проблем, поэтому их обнаружение служит поводом для обращения к педиатру и неврологу. Однако, чаще всего симптомы гиперактивности проявляются у детей дошкольного и школьного возраста:

· проблемы с засыпанием и сменой фаз сна, долгое бодрствование даже в младенческом возрасте;

· перевозбуждение, плач во время игр, резкий испуг при включении света или громких звуках;

· кризис 3 лет у детей с СДВГ проходит крайне тяжело, обычно в этот период большинство родителей обращается к врачам с просьбой выяснить, что происходит с ребенком, который становится неуправляемым;

· развитие речи и мелкой моторики немного отстает от норм, хотя особых нарушений может и не проявиться, но нарушение координации и неуклюжесть становятся заметны;

· большинство малышей, страдающих гиперактивностью, жалуется на страшные сны и головную боль, у них могут развиваться нервный тик и недержание мочи, особенно, во сне;

· развивающие занятия показывают неусидчивость, рассеянность, низкую концентрацию внимания, невозможность подчиняться правилам дисциплины, в школьном возрасте все проблемы только усугубятся;

· со временем подрастающий малыш начинает испытывать трудности с социализацией – вспыльчивость, повышенная раздражительность и эмоциональность перерастают в агрессивность, нетерпимость, хамство, обидчивость как результат – подросток не может найти близких друзей, поскольку общение с ним вызывает негативные эмоции.


Советы родителям


Дети, подверженные СДВГ, умственно абсолютно полноценны, порой даже более сообразительны, чем сверстники. Они очень любопытны, активно интересуются разными темами и с удовольствием бы учились, но не могут. Воспитывать гиперактивного малыша очень сложно. Внешне ребенок выглядит совершенно обычным непоседой и капризулей, поэтому трудно поверить, что проблема все-таки присутствует. Заставлять таких детей сидеть спокойно и заниматься бессмысленно, применять меры наказания – тем более.

Сбой в работе нейромедиаторов, ответственных за контроль внимания и произвольное поведение, приводит к крайней неусидчивости и невозможности сосредоточиться. Некоторые дети перерастают подобные проблемы, но корректировать их необходимо, иначе во взрослом возрасте может наступить снижение интеллекта и развитие уже умственной отсталости, а также девиантного асоциального поведения. Родителям необходимо закреплять эффект от логопедических занятий, помогая ребенку адаптироваться и обучаться:

· детям с СДВГ необходимо для начала предлагать максимально простые задания, выполнение которых создаст положительную мотивацию, постоянные трудности, напротив, гасят интерес;

· частые поощрения поспособствуют усилению интереса ребенка к занятиям, следует использовать хорошие оценки, например, в виде наклеек – смайликов, зверюшек, звездочек;

· не стоит ждать быстрых результатов и требовать быстро осуществлять самоконтроль;

· родительский контроль, распорядок дня и занятий обязателен, при этом следует не допускать переутомления и перевозбуждения ребенка, отвлекая его разными видами деятельности;

· объяснения должны быть четкими и лаконичными, как и весь процесс общения с такими детьми;

· объятия, прикосновения, поглаживания способны воздействовать на нервную систему малыша самым благоприятным образом, гиперактивным деткам необходима родительская ласка и терпение в повышенном объеме.

 

Специалист-невролог или невропатолог обычно назначает поддерживающую и корректирующую лекарственную терапию, массаж, физиопроцедуры. Соблюдение рекомендаций врача способно значительно улучшить ситуацию. На пользу пойдут длительные прогулки на свежем воздухе и любая физическая активность. Главное, постоянно помнить – малыш, имеющий дефицит внимания, не виноват в своих проблемах.

Состояние вполне поддается коррекции, давая периоды длительной ремиссии, а успеваемость гиперактивного ребенка, получающего назначенный комплекс лечения и родительскую поддержку, может быть выше, чем у сверстников. В противном случае, успехов в учебе ждать не стоит, многие дети постоянно остаются на второй год, с трудом заканчивают 9 классов или вовсе переходят в коррекционные образовательные заведения.