Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста

Очень важным показателем является то, чтобы ребёнок дошкольного возраста обладал полноценной речью – это важный фактор для последующей учёбы в школе. Когда ребёнок обладает полноценной речью, он будет лучше осваивать чтение.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – считают нарушенный процесс в формировании произношения детьми, у которых имеются разные расстройства речи как следствие нарушенного восприятия и произношения.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – распространённый фактор среди деток-дошкольников. У тех детей, у которых нарушено формирование фонетико-фонематического процесса имеется определённая необычность в звуковом оформлении, и в фонематическом восприятии. Они допускают погрешности в звукопроизношении, а также ошибочно распознают звуки. Так, ребёнку с неполноценной речью тяжелее даётся учебный процесс познавания. И если вовремя не провести коррекцию такого разлада в речи, могут сформироваться вторичные дефекты, такие как расстройство личности и нарушение эмоционального фона. Чтобы преодолеть такое недоразвитие, необходима точная целенаправленность.

Коррекция фонематического недоразвития речи

Существует несколько этапов коррекции, а именно:

- работа над звукопроизношением;

- работа над словесной организацией;

- коррекция в форме игры.

Главное в этом процессе - это целенаправленная работа логопеда направленная на исправление ошибок в звукопроизношении и фонематическом недоразвитии. Логопед должен научить ребёнка распознавать звуки в родном языке, объяснить, как правильно их произносить и различать. Такой ребёнок должен регулярно посещать занятия логопеда.

При обучении у ребёнка:

- развивают внимание к морфологической составляющей слов, разъясняют, как изменяются слова, когда они сопоставляются в предложении;

- учат, как правильно составить простое распространённое и сложное предложение, обучают правильному применению их в речи;

- развивают связную речь, работают с рассказом, и пересказом;

- способствуют развитию внимания и памяти.

Коррекционное обучение имеет несколько этапов: подготовительный, дифференцировочный, формирование звукового анализа и синтеза.

На подготовительном этапе производится артикуляция произношения звуков, сначала сохранных – которые зачастую произносят без затруднения.

На дифференцировочном этапе правильно произносимые звуки сравнивают на слух со звуками схожими по артикуляционным и акустическим признакам. Особое внимание уделяют гласным звукам – при их чётком произношении речь становится более внятной.

Коррекция фонематического недоразвития речи включает этап формирования звукового анализа и синтеза.

Анализ – определяют состав и порядок звуков в слове.

Синтез – звуки соединяют в слова.

Делаются упражнения для подготовки ребёнка к учёбе, его грамотности – сначала из слов выделяются отдельные звуки, затем проводят их анализ и синтез. Потом учатся выделять начальные согласные и ударные гласные в положении, следующем за согласными.

Затем изучают не отдельные звуки в слове, а само слово, его деление на слоги. Для облегчения работы используют схемы.

Родителям рекомендуется заниматься с ребёнком дома, в игровом виде, так как привычная обстановка будет способствовать максимально эффективному обучению.