Общее недоразвитие речи

Что такое общее недоразвитие речи или ОНР, чем оно характеризуется и опасно ли это оно?

Итак, общее недоразвитие речи – нарушение всех компонентов речи, а именно, фонетики (нарушение звукопроизношения), лексики, грамматики при сохранном слухе и интеллекте. Примерно 40% от общего числа детей-логопатов занимают дети с ОНР. Для детей с ОНР характерны определенные признаки

- позднее начало речевой активности (примерно к 3-4 , иногда к 5 годам);

- в речи отмечается большое количество аграмматизмов;

- как правило, пассивный словарь превышает активный;

- речь чаще неразборчива.

Причины ОНР

- инфекции, интоксикации матери во время беременности;

- заболевания центральной нервной системы (ЦНС) и мозговые травмы малыша в первый год жизни;

- неблагоприятные условия воспитания и обучения.

Уровни ОНР

По степени выраженности выделяют 4 уровня общего недоразвития речи:

1 уровень – так называемый «безречевой» уровень. В речи ребенка в основном присутствуют звукоподражания. Одним лепетным словом ребенок может обозначать несколько предметов. Пассивный словарь гораздо шире активного.

2 уровень – активный словарь ребенка беден. Малыш использует в основном те слова, которыми часто пользуется в быту. Речь аграмматична, малопонятна. Ребенок не различает падеж, род и число, использует только простые союзы и частицы.

3 уровень – появляется развернутая фразовая речь с большим количеством грамматических и фонетических ошибок. Дети могут составлять рассказы по картинке, при этом допуская ошибки при словообразовании.

4 уровень – наиболее легкий уровень ОНР, при котором ребенок активный и пассивный словари достаточно развиты, но при всем при этом логическое мышление страдает. Малыш с трудом усваивает пословицы и поговорки, часто не понимая их смысла. Со стороны звукопроизношения наблюдаются незначительные ошибки при дифференциации отдельных звуков, например [ш-с], также имеются трудности при произнесении слов сложной слоговой структуры. Фонематический слух недостаточно развит, поэтому у малыша возникают проблемы при звуковом анализе и синтезе слов. Это значительно снижает уровень подготовки ребенка к школе. Поэтому необходима помощь логопеда.

Диагностика ОНР

Первоначально логопед изучает медицинскую документацию (данными осмотра детскими специалистами – педиатром, неврологом), выясняет у родителей особенности протекания беременности, родов и  раннего речевого развития малыша, а также выясняется, в каких социальных условиях воспитывается ребенок, насколько часто с ним общаются и какая лексика используется при общении.

Далее логопед исследует уровень сформированности каждого компонента речи (звукопроизношение, лексика, грамматика). Также обращается внимание на состояние связной речи – способен ли ребенок, пересказывать, составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин. При исследовании уровня грамматического строя речи, логопед отмечает, допускает ли ребенок ошибки при словообразовании и словоизменении, при согласовании частей речи. Далее осматривается строение и моторика речевого аппарата, состояние звукопроизношения и слоговой структуры слов, уровень сформированности фонематических процессов, способность к звуковому анализу и синтезу.

После чего, логопед дает заключение, в котором определяется уровень ОНР. Часто ОНР путают с задержкой речевого развития (ЗРР), при которой, в отличие от ОНР не нарушается процесс формирования языковых компонентов, а лишь наблюдается замедленный темп формирования речи.

Коррекция ОНР

При логопедической работе учитывается уровень ОНР.

Детей 1 уровня логопед учит понимать обращенную к ним речь, побуждает малыша к самостоятельной речевой активности. Также на этом уровне идет развитие высших психических функций (память, внимание, мышление, слуховое восприятие).

С детьми 2 уровня ОНР ведется работа по обогащению словаря, уточнению звукопроизношения и формированию лексико-грамматического строя речи. Логопед учит ребенка самостоятельной фразовой речи.

На 3 уровне проводится работа по подготовке артикуляционного аппарата к постановке отсутствующих звуков, звуки, уточняется произношение тех звуков, которые ребенок произносит искаженно. Большое внимание уделяется развитию фонематического восприятия и связной речи. Расширяется и уточняется словарный запас. Проводится работа по подготовке детей к обучению грамоте.

Главной целью 4 уровня является достижение детьми возрастной языковой нормы. Поэтому очень важно совершенствовать фонематические процессы, звукопроизношение, лексический и грамматический строй речи, а также необходимо продолжать улучшать связную речь. На этом этапе логопед проводит работу по подготовке руки ребенка к письму и обучению первоначальным навыкам письма и чтения.

Дети с тяжелыми формами общего недоразвития речи (1,2 уровень) обучаются в специальных речевых школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где работа направлена на преодоление нарушений, касающихся всех речевых компонентов. Дети, имеющие ОНР 3 уровня, обучаются в  специализированных коррекционных классах массовой школы, дети с 4 уровнем -  в обычных классах.

Прогноз ОНР

Преодоление общего недоразвития речи – достаточно длительный процесс. В настоящее время существует множество методик по работе с детьми, имеющими ОНР. Прогноз этого нарушения зависит от многих факторов: степени выраженности, своевременном выявлении и коррекции, заинтересованности родителей. Чем раньше начать коррекционную работу (3-4 года), тем больше положительных результатов можно достичь, вплоть до полного устранения ОНР.