Речевые возрастные нормы

 1 год жизни

В возрасте 1 года в обиходной речи ребенка должно быть как минимум 10 слов. Ребенок понимает и выполняет простые просьбы (например, «дай мяч», «похлопай в ладоши» и др.). Также малыш должен реагировать на обращенную к нему речь.

1,5-2 года

Понимание обращенной речи – один из главных показателей нормального развития речи. В этот период в словарном запасе ребенка насчитывается примерно 50 слов, иногда и больше. Малыш может строить простые предложения (например, «хочу сок», «кукла, сиди здесь») и обозначать одним словом несколько предметов (например, «ма» - машина, мальчик и т.д.). Обобщение недоступно, хоть ребенок и понимает значение таких слов как ложка, чашка, кастрюля, но не знает, что это «посуда». Звукопроизношение еще недостаточно сформировано. В своей речи в основном ребенок использует существительные, иногда простые глаголы. Пассивный словарь еще гораздо шире активного. Речь становиться более выразительной и эмоциональной.

3 года

В этот период словарный запас достаточно быстро пополняется. Ребенок общается с помощью сложных фраз, понимает события, которые с ним не происходили. С легкостью запоминает простые короткие стихотворения. Малыш использует местоимения и прилагательные, изменяет слова по числам и родам. Хотя речь ребенка недостаточно грамотна и отмечаются аграмматизмы, тем не менее, собеседнику понятно, о чем говорит ребенок.

4 года

Ребенок замечает неправильное произношение звуков у других, в его речи появляются звуки [с],[з],[ц]. Доступным становится обобщение. Ребенок называет свое имя и возраст. В словарном запасе теперь не только обиходные слова, но и появляются оценочные слова («хорошо», «плохо»). В 4 года ребенок слушает длинные произведения, может пересказать увиденное или услышанное несколькими предложениями. Употребляет в своей речи союзы и предлоги, слова согласовывает  по родам и числам.

5-7 лет

Активный словарь ребенка достаточен. Связная речь достаточно развита. Становиться доступным пересказ. Ребенок может дать характеристику определенному предмету (например, лиса хитрая, рыжая, ловкая). Формируется навык фонематического анализа (умение называть звуки в слове по порядку) и фонематического синтеза (умение «собирать» слово из звуков) В этом возрасте не должно быть нарушено звукопроизношение.